
Чтение представляет собой важный навык, позволяющий человеку расширять кругозор, повышать уровень образования и успешно справляться с разнообразными жизненными задачами. Специалисты Института когнитивных и мозговых наук имени Макса Планка провели подробный анализ множества предшествующих работ, стремясь выявить ключевые особенности функционирования мозга при чтении. Авторы обзора обобщают данные почти 200 научных публикаций, демонстрируя роль отдельных зон мозга и происходящих там процессов при выполнении различных видов чтения, пишет Medical Xpress.
Авторы подчеркивают особую значимость грамотности, отмечая ее влияние на социализацию, доступ к образовательным ресурсам и рынку труда, а также позитивное воздействие на общее самочувствие и эмоциональное состояние личности. Они утверждают, что многочисленные эксперименты подтвердили ведущую роль зон левого полушария головного мозга и мозжечка в процессе освоения письма и чтения.
освоения письма и чтения.

Изучив больше 150 исследований, использовавших методы нейровизуализации, ученые пришли к выводу, что обработка букв, слов, предложений и целостных текстов сопровождается активацией строго определенных участков именно левого полушария мозга. В частности, некоторые зоны в передней части левой лобной доли проявляют повышенную активность при восприятии реальных слов и бессмысленных последовательностей символов, тогда как другие отделы затылочной коры демонстрируют наибольшую активность при обработке полноценных слов и связных предложений.
Анализируя ранее проведенные исследования, ученые выявили конкретные участки мозга, активно участвующие в процессах чтения, а также установили определенные области, специализирующиеся на распознании букв, слов, бессмысленных наборов символов («псевдослов») и больших объемов текста. Так, было установлено, что восприятие отдельных букв вызывает возбуждение лишь одного участка нейронов в левом отделе затылочной коры, тогда как работа с целыми словами, предложениями и большими фрагментами текста задействует гораздо больше отделов мозга.
Кроме того, авторы отмечают существенные отличия между процессами, протекающими в мозге при открытом чтении (чтении вслух) и закрытом (чтении про себя). Согласно данным анализа, открытое чтение дополнительно стимулирует деятельность зон, связанных с восприятием звуков и движениями тела.

Отдельно указывается, что внутреннее проговаривание слов и бессодержательных комбинаций букв («псевдослов») чаще всего включает устойчивые реакции в участках левой орбитофронтальной, мозжечковой и височной долей. А выполнение заданий на различение смысла слов показало более последовательное двустороннее вовлечение нижних лобных и островковых областей.
Подводя итог, новая работа демонстрирует общую картину распределения нейрональных структур, участвующих в различных формах чтения, что создает основу для дальнейших исследований в данной сфере. Это особенно важно для понимания особенностей работы мозга у лиц с нарушениями способности к чтению, такими как дислексия, что позволит разрабатывать эффективные стратегии помощи таким пациентам.