
Сделанные в ходе нового исследования открытия легли в основу Теории нейронного резонанса (Neural Resonance Theory, или NRT), которая утверждает, что музыкальный опыт возникает не столько из предсказаний или знаний, сколько из врожденной способности мозга синхронизироваться с ритмом, мелодией и гармонией.
Впервые теория NRT была представлена целостно в новом научном обзоре, опубликованном в журнале Nature Reviews Neuroscience. Каролин Палмер, профессор кафедры психологии и директор Лаборатории последовательного воспроизведения Университета Макгилла, поясняет, что согласно этой теории, музыка становится мощным стимулом не потому, что мы ее слышим, а потому что наш мозг и тело начинают «становиться ею», в прямом смысле входя в резонанс с ее структурой и ритмом. Это открывает широкие перспективы для практического применения теории в медицине, образовании и технологиях.
Суть NRT заключается в том, что такие музыкальные элементы, как пульсация или гармония, отражают устойчивые паттерны колебаний в мозге, которые могут быть схожими у разных людей, вне зависимости от их музыкальной подготовки. Речь идет о глубинных нейрофизиологических механизмах, охватывающих весь путь восприятия звука — от раздражения звуковыми волнами слухового нерва до движений тела. Это объясняет, почему музыка часто вызывает желание двигаться в такт, способствует координации движений и приносит удовольствие.

Авторы подчеркивают, что нейронный резонанс может стать ключом к разработке новых терапевтических методов для пациентов с инсультом, болезнью Паркинсона и депрессией, а также к созданию эмоционально чувствительного искусственного интеллекта, который будет способен воспринимать и воспроизводить музыку более по-человечески. Кроме того, эта теория может лечь в основу инновационных подходов к обучению ритму и интонации, а также углубить понимание того, почему музыка имеет универсальную привлекательность во всех культурах.
Исследование возглавил профессор Эдвард Лардж из Университета Коннектикута, а его реализация стала возможной благодаря поддержке Канадского исследовательского совета и гранта NSERC. Для Каролин Палмер публикация этой работы — не только важный научный шаг, но и начало нового этапа исследований, который, возможно, приведет к более глубокому пониманию роли музыки в человеческой жизни, а также значения мозга как инструмента взаимодействия с миром звуков.